|
Наука ©Медицинская сестра №6 1999 МЕЖДУНАРОДНАЯ
КЛАССИФИКАЦИЯ СЕСТРИНСКОЙ ПРАКТИКИ Г.М.
Перфильева, профессор Московская
медицинская академия им. И.М. Сеченова На протяжении многих лет медсестры в разных странах стремились добиться признания своей профессии. Необходимо было установить границы своей профессиональной деятельности, различия между врачебными и сестринскими обязанностями, создать терминологический и понятийный аппарат профессии и определить научный метод оказания сестринской помощи больным. Начиная с 50-ых годов в США, а позже и в Европе стали появляться научные теории сестринского дела, авторы которых пытались представить свое видение сути и основных положений профессии. Общим для всех исследователей было стремление показать феномен сестринского дела и обосновать его принципиальное отличие от других профессий. В ряде теорий распознавались черты сходства, в других – существенные различия. Как результат, постоянно возникали все новые и новые модели деятельности медсестер, многие из которых очень быстро забывались, не получив соответствующего одобрения со стороны медсестер. И лишь отдельные теории и имена их создателей получали должное признание, в том числе и международное, и право на долгую профессиональную жизнь. Медсестрам в разных странах мира хорошо известны эти имена и теории, которые входят в программы обучения сестринских школ, о них написаны десятки и сотни книг и учебников на разных языках мира, по их моделям строится профессиональная деятельность медсестер в больницах, домах сестринского ухода и медицинских центрах. Теории Вирджинии Хендерсен, Доротеи Орем, Марты Роджерс, Бетти Ньюман и других исследователей сестринского дела известны уже и в России, их не только изучают в училищах и колледжах, медсестры пытаются внедрять их в свою практическую работу, о чем свидетельствуют выступления наших коллег из разных регионов страны на научно-практической конференции, проходившей в ноябре нынешнего года в Москве. Существенным шагом, предпринятым медсестрами, для решения проблемы объединения разных научно-теоретических подходов к сестринскому делу и создания общей методологической основы для оказания сестринской помощи больным стала попытка применения сестринского процесса в профессиональной деятельности. В номере 3 нашего журнала за 1999 г. мы подробно описывали историю возникновения, развития и внедрения сестринского процесса в международную профессиональную сестринскую практику. Отметим лишь, что сестринский процесс, рассматриваемый международным сообществом медсестер как научно обоснованная методология профессиональной деятельности, может быть использован для любой модели и теории сестринского дела. Сестринский
процесс состоит из 5
последовательных этапов:
Самым серьезным недостатком в развитии
сестринского дела как профессии и научной
дисциплины оставалось отсутствие единого
для всех медсестер терминологического и
понятийного аппарата, иными словами, общего
для всех медсестер профессионального языка.
Терминологическая путаница создавала
существенные препятствия для
профессионального общения и
взаимопонимания медсестер. Одному и тому же
феномену давались разные названия - симптом,
синдром, потребность, проблема пациента и т.д.
Отсутствие классификации этих
основополагающих для сестринской практики
понятий, существенные расхождения в их
определении приводили к тому, что
представители других специальностей в
здравоохранении и в первую очередь врачи
все чаще стали высказывать свои сомнения
относительно самостоятельного статуса
профессии медсестры.
Врачи во всем мире используют общий
информационный инструмент, который
позволяет им понимать друг друга, описывать
свою деятельность, сравнивать с другими и
оценивать результаты. Периодически врачи
его обсуждают, пересматривают, вносят
изменения, коллегиально утверждают и вновь
используют все без исключения, как
обязательный международный
профессиональный стандарт. Этим
информационным инструментом или иными
словами профессиональным языком является
ни что иное как Международный
классификатор болезней (МКБ). Последний его
пересмотр, десятый по счету, был одобрен
представителями всех стран на сессии
Всемирной ассамблеи здравоохранения в
Женеве. В России переход на МКБ-10 начат с
01.01.99 г. в соответствии с приказом Минздрава
РФ №3 от 12.01.98.
Попытки унифицировать и
стандартизировать профессиональный
сестринский После напряженной работы в течение 8 лет МСМ представил в 1996 г. на обсуждение первую версию классификации сестринской практики. К проведению экспертизы классификатора присоединялись национальные ассоциации медсестер из стран Африки, Азии и Латинской Америки, стран с разными культурами, уровнями экономического и социального развития, показателями заболеваемости, обеспеченности населения врачами и сестринским персоналом. Классификация была переведена на 16 языков мира, в том числе немецкий, испанский, французский, китайский, датский, греческий, итальянский, японский, румынский, шведский, португальский, исландский, норвежский и другие. Целью такой крупномасштабной экспертизы была проверка универсальной пригодности классификатора и возможности его повсеместного использования всеми медсестрами. Свои отзывы на первый вариант классификатора прислали национальные сестринские ассоциации Австралии, Бразилии, Чили, Канады, Франции, Норвегии, Кореи, Колумбии, США, Великобритании, Ганы, Сомали, Тайваня, Тринидада, Тобаго, Финляндии, Словении и десятков других стран. Специальная комиссия МСМ, рассмотрев результаты экспертизы со всеми поступившими предложениями и замечаниями, доработала классификатор и в июне 1999 г. представила вторую редакции документа участникам Международной конференции, посвященной 100-летия МСМ, проходившей в Лондоне. Полное название документа - Международный классификатор сестринской практики (МКСП) или International Classification for Nursing Practice (ICNP). Его значение для сестринского дела трудно переоценить. МКСП – профессиональный
информационный инструмент, необходимый для
стандартизации профессионального языка
медсестер, для документирования
сестринской практики, для подготовки
кадров. В
соответствии с профессиональными
подходами МСМ сестринскую практику
описывают 3 основных составляющих
компонента:
На основании чего, МКСП включает классификации по 3 блокам составляющих сестринской практики, определяет и стандартизирует структуру каждого блока по рубрикам и подрубрикам, устанавливает систему их кодирования, вводит четкие дефиниции для всех терминов и понятий, используемых в классификаторе. Рассмотрим общие принципы классификации сестринской практики по ее основным составляющим. 1. СЕСТРИНСКИЙ
ФЕНОМЕН Феномен (гр. phainomenon являющееся) в контексте МКСП означает явление, связанное со здоровьем или социальным процессом, по отношению к которому направлены профессиональные действия медсестры. МКСП определяет структуру сестринского феномена и всех входящих в него элементов, дает четкие дефиниции понятиям и терминам, описывающим содержание феномена. Комбинация отдельных терминов из классификации сестринского феномена определяет суть сестринских диагнозов. В контексте МКСП под сестринским диагнозом понимают профессиональное суждение медсестры о феномене, представляющем объект сестринских вмешательств. Ввиду большого объема статьи - продолжение следует... Если ждать не хочется - скачайте DOC! |