|
Официоз
Дата введения 1994-07-01 ВВЕДЕНИЕОбщероссийский классификатор специальностей по образованию (далее - ОКСО) является составной частью Единой системы классификации и кодирования информации (ЕСКК) Российской Федерации и подготовлен в рамках выполнения Постановления Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 121 "О мерах по реализации Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики" с учетом изменений, происшедших в системе высшего и среднего профессионального образования России. ОКСО базируется на положениях Закона Российской Федерации "Об образовании" и нормативных документах Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию (Госкомвуза России). Общероссийский классификатор специальностей по образованию разработан для использования вместо Общесоюзного классификатора специальностей по образованию (1 89 094) на территории Российской Федерации. ОКСО создан для регламентации принятых в Российской Федерации специальностей по образованию и предназначен для использования в процессе автоматизированной обработки и обмена информацией на всех уровнях управления народным хозяйством Российской Федерации с охватом как государственной, так и негосударственной систем высшего и среднего профессионального образования при решении следующих задач:
Объектами классификации в ОКСО являются группы специальностей, области знаний (наук), специальности среднего профессионального и высшего образования, направления подготовки (в высшем образовании), а также специализации. Группа специальностей представляет собой совокупность специальностей, относящихся к какой-либо широкой предметной области, указанной в наименовании группы. Область знаний (наук) отражает принятую дифференциацию наук на естественные, гуманитарные, технические, сельскохозяйственные, образовательные науки (используется для классификации объектов только в высшем образовании). Под специальностью или направлением подготовки понимается совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных классов профессиональных задач. Специализация - это конкретизированная совокупность знаний, умений и навыков, ориентированных на применение в локализованной области профессиональной деятельности человека в рамках указанной специальности. В качестве характеристики объектов классификации используют признак уровня подготовки. Классификатор состоит из двух разделов:
Раздел 1 "Среднее профессиональное образование" содержит один подраздел - "Специальности среднего профессионального образования". Раздел 2 "Высшее образование" содержит два подраздела:
Каждый подраздел ОКСО содержит 3-уровневую классификацию объектов. В подразделах "Специальности среднего профессионального образования" и "Специальности высшего образования" выделяют следующие уровни классификации:
В подразделе "Направления подготовки в высшем образовании" выделяют следующие уровни классификации:
В целом ОКСО представляет собой свод кодовых обозначений объектов классификации, наименований этих объектов и фасетов классификационных признаков объектов. Структурно описание объекта классификации включает:
Блок идентификации ОКСО строится с использованием иерархического метода классификации, серийно-порядкового, последовательного и параллельного методов кодирования. Длина кодового обозначения составляет семь цифровых десятичных знаков и контрольное число (КЧ). Формула структуры кодового обозначения в блоке идентификации ОКСО имеет вид: ХХ + ХХ + ХХ + Х + КЧ. Признаки идентификационного кода распределяют следующим образом:
Для 7-го знака приняты следующие значения:
В сфере высшего образования (раздел 2 "Высшее образование") специальности и направления подготовки могут использоваться в качестве равнозначных объектов без указания их принадлежности к уровню подготовки, поэтому для раздельной (непересекающейся) идентификации этих объектов выделены следующие серии кодов:
При идентификации специальностей и направлений подготовки как основных объектов классификации допускается использование сокращенного 4-значного кода (первых 4 знаков блока идентификации). Контрольное число рассчитано в соответствии с действующей методикой расчета и применения контрольных чисел для защиты кодов классификаторов. Блок наименования ОКСО содержит наименование группы специальностей, области знаний (наук), специальности, направления подготовки или специализации. Блок фасетов классификационных признаков для специальностей, направлений подготовки и специализаций содержит фасет, характеризующий соответствие данного объекта определенной позиции Международной стандартной классификации образования (МСКО) ЮНЕСКО. Этот фасет указывает на группу образовательных программ по МСКО и включает 5 знаков. Формула структуры кодового обозначения фасета имеет вид: Х + ХХ + ХХ. Признаки распределяют следующим образом:
Для объектов классификации по высшему образованию (раздел 2 "Высшее образование") имеется второй фасет, характеризующий:
Формула структуры кодового обозначения фасета, включающего 4 знака, имеет вид: ХХ + ХХ Признаки распределяют следующим образом:
Специальности и направления подготовки определяются Госкомвузом России. Специализации, необходимые для целей статистического учета на федеральном уровне (филологические, лингвистические), определяются Госкомстатом России в инструктивных материалах для заполнения унифицированных форм отчетно-статистической документации. Остальные специализации определяются учебными заведениями в порядке, устанавливаемом Госкомвузом России, и в ОКСО не отражаются. Примеры кодирования объектов классификации для различных разделов и подразделов ОКСО представлены ниже. Пример кодирования объектов классификации для раздела 1 "Среднее профессиональное образование". Код 0101 00 1 означает: 01 естественно-научные специальности - группа специальностей; 0101 гидрология - специальность; 0101 00 1 специальность среднего профессионального образования - уровень подготовки. Пример кодирования объектов классификации для подраздела 1 "Специальности высшего образования" раздела 2 "Высшее образование". Код 0217 01 3 означает: 02 гуманитарно-социальные специальности - группа специальностей; 0217 филология - специальность; 0217 01 русский язык - специализация; 0217 01 3 специальность высшего образования - уровень подготовки. Пример кодирования объектов классификации для подраздела 2 "Направления подготовки в высшем образовании" раздела 2: "Высшее образование". Код 5101 00 2 означает: 51 естественные науки и математика - область знаний (наук); 5101 математика - направление подготовки; 5101 00 2 направление подготовки в высшем образовании - уровень подготовки. Система ведения Общероссийского классификатора специальностей по образованию предусматривает взаимодействие Госкомвуза России с Госстандартом России. Специальности среднего профессионального образованияКод КЧ Наименование Код по МСКО 0400 00 1 4 Здравоохранение0401 00 1 8 Лечебное дело 550080402 00 1 1 Акушерское дело 55015 0403 00 1 5 Медико-профилактическое дело 55002 0404 00 1 9 Стоматология 55042 0405 00 1 2 Стоматология ортопедическая 55046 0406 00 1 6 Фармация 55052 0407 00 1 1 Лабораторная диагностика 55019 0408 00 1 3 Сестринское дело 55012 0409 00 1 7 Медицинская оптика 55062 Специальности высшего образованияКод КЧ Наименование Код по МСКО 0400 00 3 7 Здравоохранение0401 00 3 0 Лечебное дело 650060402 00 3 4 Педиатрия 65006 0403 00 3 8 Медико-профилактическое дело 65002 0404 00 3 1 Стоматология 65042 0405 00 3 5 Фармация 65052 0406 00 3 9 Сестринское дело 65012 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 30.12.93 N 296
|
Пишите Вебмастеру с вопросами и пожеланиями об этом сайте.Copyright © 1999
Сестринское обозрение (Nursing Review)
|