|
Официоз
Приложение
N 1 ОТРАСЛЕВАЯ
ПРОГРАММА Наименование
Программы: Основание для
разработки Программы: Заказчик Программы: Основные
разработчики Программы: Цель и задачи
Программы: Сроки и этапы
реализации Программы 2001-2005 гг.: Перечень основных
разделов Программы: Исполнители
основных мероприятий Программы: Источники
финансирования Программы: Ожидаемые конечные
результаты: Система
организации контроля за исполнением
Программы: Состояние
проблемы и обоснование необходимости ее Комплекс политических, социально - экономических, демографических и экологических факторов, возникших в последние годы в стране, крайне негативно сказался на состоянии здоровья населения. Увеличение спроса на медицинские услуги происходит на фоне все возрастающего дефицита материальных и финансовых ресурсов. Финансирование здравоохранения из бюджетов всех уровней и за счет средств обязательного медицинского страхования не может обеспечить население общедоступной бесплатной медицинской помощью. Сестринское дело - важнейшая составная часть системы здравоохранения, располагающая значительными кадровыми ресурсами и реальными потенциальными возможностями для удовлетворения потребностей населения в доступной и приемлемой медицинской помощи. Сестринский персонал - это работники, имеющие среднее медицинское образование по специальностям Сестринское, Акушерское, Лечебное дело и допущенные к профессиональной деятельности в установленном порядке. Разнообразие функций, которые выполняет сестринский персонал, требует понимания факторов, влияющих на здоровье, причины болезней, способов их лечения и реабилитации, а также экологических, социальных и иных условий, в которых осуществляется медицинская помощь и функционирует система здравоохранения. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает сестринский персонал как реальный потенциал для удовлетворения растущих потребностей населения к доступной медицинской помощи. ВОЗ подтверждает, что укрепление и развитие сестринского дела должны поддерживаться посредством: разработки стратегии планирования трудовых ресурсов и подготовки сестринских кадров; создания нормативной правовой базы для развития сестринского дела; обеспечения условий для эффективной деятельности сестринского персонала, возможности полной реализации своего профессионального потенциала в сотрудничестве с другими категориями медицинских работников. На протяжении последних десятилетий в стране сестринскому делу не уделялось должного внимания. Это привело к значительному отставанию в этой области здравоохранения от развития современной науки и медицинских технологий, явилось причиной выбывания из профессии квалифицированного сестринского персонала, повсеместного снижения обеспеченности лечебно - профилактических учреждений сестринскими кадрами, увеличения дисбаланса в соотношении между врачами и медицинскими сестрами, и, как следствие, ухудшения качества оказываемой медицинской помощи. Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.97 N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации" предусмотрено осуществление реформы, направленной на повышение качества, доступности и экономической эффективности медицинской помощи населению в условиях формирования рыночных отношений. Важная роль в реформе здравоохранения, обеспечении доступности и качества предоставляемых населению услуг, усилении профилактической направленности, решении задач медико - социальной помощи отводится специалистам, имеющим среднее медицинское образование, повышенный уровень образования и высшее медицинское образование по специальности "сестринское дело" и составляющим самую многочисленную категорию работников здравоохранения. В условиях экономических преобразований в России стратегия развития сестринского дела должна соответствовать меняющимся потребностям здравоохранения, быть социально - приемлемой, при этом гарантировать высокое качество оказания медицинской помощи населению. Важнейшими детерминантами, определяющими потребность в развитии сестринского дела, являются: негативные медико - демографические процессы, в особенности снижение рождаемости и старение населения; ухудшение состояния здоровья населения; хронизация патологии; появление и распространение новых заболеваний, в частности СПИДа; увеличение стоимости медицинских услуг. Это требует более широкого использования сестринских кадров, усиления деятельности сестринского персонала в профилактической направленности здравоохранения. Роль, функции и организационные формы деятельности сестринского персонала меняются в соответствии с новыми задачами, стоящими перед здравоохранением: - развитием первичной медико - санитарной помощи, направленной на профилактику заболеваний и укрепление здоровья, гигиеническое обучение и воспитание населения; - реструктуризацией лечебно - профилактических учреждений, направленной на сокращение сроков пребывания в стационаре; - расширением объемов помощи на дому; - увеличением реабилитационных мероприятий; - формированием больниц/отделений с различной интенсивностью лечения и ухода; - внедрением хосписов и оказанием паллиативной помощи умирающим. Перечисленные факторы требуют совершенствования образовательной системы подготовки и повышения квалификации специалистов сестринского дела с учетом потребностей системы здравоохранения и состава сестринских кадров. Препятствиями для осуществления необходимых преобразований в кадровой политике и сестринском образовании до настоящего времени остаются слабая материально - техническая база образовательных учреждений, недостаточность специально подготовленных педагогических кадров и др. Решением Коллегии Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 апреля 1999 года "О состоянии и перспективах развития сестринского дела в Российской Федерации", отмечена необходимость развития и совершенствования среднего, повышенного уровня и высшего медицинского образования по специальности "сестринское дело", разработки и внедрения Государственных образовательных стандартов по всем профилям и уровням квалификации, Государственных стандартов практической деятельности сестринского персонала, проведения комплексных научных исследований в сестринском деле. В соответствии с решениями Министерства здравоохранения Российской Федерации принимаются меры по совершенствованию качества профессиональной подготовки специалистов сестринского дела. Внесены изменения в содержание преподавания с переориентацией на медико - санитарную и медико - социальную профилактику, обучение новым технологиям сестринской практики, повышение ответственности и этических норм деятельности сестринского персонала. Система здравоохранения в целом страдает от несбалансированности медицинских кадров, малоэффективного использования сестринского персонала в практическом здравоохранении, что оказывает существенное влияние на качество медицинской помощи. Реальная кадровая диспозиция "сестринский персонал - врачи" сопровождается взаимосвязанными негативными тенденциями: - увеличением во врачебной деятельности доли медицинских услуг, не требующих врачебной квалификации, а подлежащих осуществлению хорошо подготовленным сестринским персоналом; - принижением роли сестринского персонала в лечебном процессе, функции которого сводятся к выполнению технической работы, часто не требующей профессиональной подготовки. Последнему фактору способствует исчезновение категории младшего медицинского персонала, функции которого вынужден брать на себя сестринский персонал в ущерб своей профессиональной деятельности. Осуществление необходимых изменений в кадровой политике в области здравоохранения требует научно - обоснованных подходов к планированию, подготовке и использованию сестринских кадров, эффективного управления сестринским персоналом, обеспечения рационального соотношения и партнерства между врачами и сестринским персоналом. Более 20 факультетов образовательных учреждений высшего медицинского образования страны осуществляют подготовку менеджеров - руководителей сестринского персонала, однако, в настоящее время, остается не решенной проблема с их трудоустройством. В подавляющем большинстве случаев старшими и главными медицинскими сестрами лечебно - профилактических учреждений работают специалисты, проявившие определенные организаторские способности, но не обладающие необходимыми знаниями в области менеджмента, психологии, педагогики, экономики, права и др. Эти специалисты нуждаются в дополнительной подготовке в медицинских образовательных учреждениях по специальности "сестринское дело". Зарубежный опыт организации сестринского дела показывает, что деятельность сестринского персонала меняется, и на смену традиционной практике медсестер в больницах приходят новые виды помощи, связанные не только с болезнями или патологическими состояниями, но и с проблемами сохранения и поддержания индивидуального и общественного здоровья. В реформировании сестринского дела возможно использование международного опыта. Однако, очевидна бесперспективность его использования без проведения глубокого анализа, необходимой коррекции и адаптации к социально - экономическим условиям нашей страны, а также сложившимся традициям, которые могут оказывать сдерживающее влияние на успешность реформирования сестринского дела. Для проведения реформ в сестринском деле в Российской Федерации требуется решение следующих проблем: - совершенствование системы профессиональной подготовки и использования сестринского персонала; - совершенствование нормативной правовой, материально - технической и организационно - методической базы; - совершенствование управления сестринской деятельностью; - информационное обеспечение организации сестринского дела. Актуальность проблемы, необходимость реализации положений Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации требуют принятия комплекса мер в виде отраслевой Программы развития сестринского дела в Российской Федерации. Приоритетами данной Программы являются: - всеобщность, социальная справедливость и доступность медицинской помощи населению; - обеспечение эффективного управления сестринским персоналом; - повышение уровня квалификации сестринского персонала; - формирование медицинской сестры новой формации, высоко квалифицированного специалиста, способного к принятию решения и в пределах своей компетенции обладающего самостоятельностью; - деятельность сестринского персонала, направленная на профилактику заболеваний, укрепление здоровья и повышение качества жизни населения. Достижение приоритетов Программы осуществляется: - разработкой правовых и экономических механизмов, обеспечивающих дальнейшее развитие и совершенствование сестринского дела; - совершенствованием системы профессиональной подготовки сестринского персонала; - использованием современных и экономически приемлемых организационных форм и ресурсосберегающих технологий в работе сестринского персонала, обеспечивающих качество медицинской и медико - социальной помощи, профилактическую направленность, повышение удовлетворенности населения предоставляемой медицинской помощью; - информационным, научно - методическим и материально - техническим обеспечением сестринской деятельности. Предполагается последовательное и постепенное реформирование сестринского дела, с сохранением накопленного потенциала и максимальным использованием имеющихся сестринских кадров в системе здравоохранения. Цель и задачи Отраслевой программы Программа ставит целью формирование условий для повышения эффективности и усиления роли сестринского персонала в оказании медико - санитарной и медико - социальной помощи населению, конкретизируя и реализуя ее направления и положения, связанные со всеми аспектами сестринского дела. Достижение цели Отраслевой программы предполагает решение ряда задач: - совершенствование нормативной правовой, организационно - методической и материально - технической базы для реформирования сестринского дела; - совершенствование системы подготовки, повышения квалификации и использования сестринских кадров; - содействие созданию условий для развития и совершенствования сестринского дела; - совершенствование системы управления сестринской деятельностью; - развитие новых организационных форм и технологий сестринской деятельности; - повышение эффективности использования кадровых и финансовых ресурсов в здравоохранении; - обеспечение качества сестринской деятельности; - обеспечение развития научных исследований в сестринском деле; - повышение профессионального и социального статуса сестринского персонала; - обеспечение социальной защищенности сестринского персонала; - содействие развитию профессиональных сестринских ассоциаций и привлечение их к реформированию сестринского дела. Основные направления реализации Отраслевой программы 1. Нормативное правовое обеспечение сестринской деятельности. Предусматривается совершенствование правовых основ организации сестринской деятельности. Предполагается подготовка пакета нормативных правовых актов и методических документов, регламентирующих сестринскую деятельность в лечебно - профилактических учреждениях, а также учреждениях медико - социальной помощи, разработка документов, определяющих организационную структуру, формы, объем и характер сестринской деятельности. Требуется осуществить комплекс мероприятий по созданию стандартов/протоколов профессиональной сестринской деятельности лечебно - профилактических учреждений, их апробации и дальнейшего внедрения в практику в субъектах Российской Федерации, разработать методические рекомендации по ведению сестринского процесса, сестринскую документацию наблюдения за пациентом. Предполагается разработка: методических рекомендаций по пересмотру дифференцированной нагрузки на сестринский персонал лечебно - профилактических учреждений; предложений по методике оплаты труда специалистов сестринского дела в зависимости от качества, объема выполняемой работы и уровня образования на основе новых технологий сестринской деятельности; отраслевых нормативных правовых актов по охране труда в учреждениях здравоохранения. 2. Основные направления деятельности и совершенствование организации работы сестринского персонала. Исходя из роли сестринской деятельности в оптимизации использования ресурсов, улучшении медицинского обслуживания населения и реализации положений Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, настоящей Программой предусматривается комплекс мероприятий, выполняемых с использованием регионального и международного опыта развития и совершенствования сестринского дела: разработка модели деятельности специалистов сестринского дела с учетом реструктуризации стационарной помощи, расширения амбулаторно - поликлинической сети с поэтапным переходом к общей врачебной (семейной) практике и изменения соотношения врачей и сестринского персонала в сторону увеличения последних; разработка модели деятельности специалистов сестринского дела медико - социальных отделений, включая специалистов с повышенным уровнем образования и высшим медицинским образованием по специальности "сестринское дело"; разработка перечня должностей для специалистов с повышенным уровнем образования и высшим медицинским образованием по специальности "сестринское дело" для учреждений здравоохранения; переход к 3-х степенной системе обслуживания в больничных учреждениях и введение в штатное расписание должности младшей медицинской сестры по уходу. Предполагается разработка сестринских программ по формированию здорового образа жизни, планированию семьи и предупреждению социально значимых заболеваний: артериальной гипертонии, пульмонологических, эндокринологических, гастроэнтерологических, аллергических заболеваний, а также заболеваний, передающихся половым путем и др. для использования в работе с пациентами, семьями и в организованных коллективах; пересмотр Положения о специалисте сестринского дела фельдшерско - акушерского пункта (ФАП) с учетом современных условий; поэтапное проведение аттестации рабочих мест специалистов сестринского дела в соответствии со стандартами их профессиональной деятельности. 3. Развитие системы профессионального образования и кадровой политики в области сестринского дела. Предусматривается комплекс мер по совершенствованию системы профессионального образования средних и высших медицинских образовательных учреждений по подготовке сестринских кадров, а также совершенствование кадровой политики в области сестринского дела, с учетом реформирования системы здравоохранения. Предполагается развитие профессиональной подготовки и повышения квалификации сестринских кадров с учетом реструктуризации отрасли, в том числе перехода к общей врачебной (семейной) практике. Предусматривается продолжить разработку методической документации по проведению итоговой государственной аттестации выпускников средних и высших медицинских образовательных учреждений по подготовке сестринских кадров; обеспечение учебно - методической литературой средних и высших медицинских образовательных учреждений по подготовке сестринских кадров; разработка программы взаимодействия медицинских образовательных и лечебно - профилактических учреждений по обеспечению практической подготовки специалистов сестринского дела; формирование целевого заказа на подготовку специалистов в медицинских образовательных учреждениях для обеспечения средних учебных заведений педагогическими кадрами; разработка программ по организации повышения квалификации и переподготовки руководителей и преподавателей медицинских образовательных учреждений. Предполагается формирование банка унифицированных тестовых заданий для проведения сертификации и аттестации сестринского персонала, разработка рекомендаций по созданию в образовательных учреждениях служб содействия в трудоустройстве выпускников. 4. Развитие научных исследований в сестринском деле. Предусматривается обеспечение реализации программы научных исследований по приоритетным направлениям в области сестринского дела и прикладным дисциплинам на 2001-2005 годы. Предполагается разработка новых и усовершенствование существующих технологий подготовки специалистов со средним и высшим медицинским образованием по специальности "сестринское дело". Планируется обеспечение регулярного проведения научно - практических конференций по актуальным проблемам в области сестринского дела. Научное сопровождение реализации Программы будет способствовать ускорению процесса реформирования сестринского дела. 5. Информационное обеспечение и управление сестринской деятельностью. Необходимо проводить работу по формированию позитивного общественного мнения о сестринской деятельности в системе здравоохранения. Важным является издание и распространение среди медицинских работников, населения специальных печатных информационных материалов о важности вклада сестринской деятельности в процесс улучшения здоровья и повышения качества жизни населения. Планируется создание информационных систем и расширение коммуникативных связей в сестринском деле. Предусматривается разработка и поэтапное внедрение автоматизированных рабочих мест (АРМ), что позволит эффективно управлять сестринской деятельностью и обеспечит контроль качества медицинской помощи, предоставляемой сестринским персоналом. 6. Развитие профессиональных сестринских объединений, ассоциаций и союзов. Предусматривается разработка и заключение соглашения о сотрудничестве между Минздравом России и Межрегиональной ассоциацией медицинских сестер России, а также развитие сотрудничества Межрегиональной и региональных сестринских ассоциаций с международными ассоциациями и профессиональными объединениями в области сестринского дела. Ресурсное обеспечение Отраслевой программы Отраслевая программа реализуется за счет средств федерального бюджета и привлекаемых для ее выполнения внебюджетных источников, не противоречащих законодательству Российской Федерации. Механизм
реализации Отраслевой программы,
организация Отраслевая программа развития сестринского дела в Российской Федерации осуществляется в рамках Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 года N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации". Реализация Отраслевой программы определяется планом мероприятий с указанием сроков и ответственных исполнителей указанных мероприятий. Основные направления и положения Отраслевой программы ежегодно уточняются и корректируются, исходя из хода ее выполнения и эффективности использования выделенных средств. Управление и контроль за ходом реализации Отраслевой программы осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации. Координацию работ по реализации Отраслевой программы развития сестринского дела в Российской Федерации осуществляет Совет Минздрава России по сестринскому делу. Ожидаемые
конечные результаты реализации Реализация мероприятий, предусмотренных Отраслевой Программой развития сестринского дела в Российской Федерации, позволит: - укрепить систему мер, способствующих развитию оказания менее затратной медицинской помощи населению; - совершенствовать систему подготовки и повышения квалификации специалистов сестринского дела - удовлетворять спрос населения на доступную и эффективную медицинскую и медико - социальную помощь, оказываемую специалистами сестринского дела; - рационально использовать кадровые и финансовые ресурсы; - провести реструктуризацию учреждений здравоохранения с привлечением сестринского персонала, что позволит реально увеличить профилактическую направленность медицинской помощи. Реализация Отраслевой программы заложит основу дальнейшего развития сестринского дела в Российской Федерации, позволит осуществить переход субъектов Российской Федерации на ресурсосберегающие модели сестринской деятельности, снизит заболеваемость, сократит уровень госпитализации и длительность госпитального этапа, создаст предпосылки для улучшения показателей состояния здоровья населения. |
Пишите Вебмастеру с вопросами и пожеланиями об этом сайте.Copyright © 1999
Сестринское обозрение (Nursing Review)
|