Домой Вверх Contents                        

Сестринское обозрение

 

Nursing Review

 

Международный электронный журнал сестринского дела

Выпускается кафедрой Сестринского дела Южно-Уральского ГМУ

 

 

Литобзор "СО"

horizontal rule

Вот это руководство!Пропедевтика детских болезней. Под ред. акад. РАМН А. А. Баранова. Учебник для ФВСО. М., Мед., 1998. 336 с., ил.

В предисловии подчеркивается, что данный учебник был создан кафедрой детских болезней ММА им. И.М. Сеченова специально для факультетов ВСО с учетом "опыта многих стран, ... где сестринское образование давно и успешно развивается". 

Следовательно, можно ожидать, что по сравнению с общепризнанным для будущих врачей учебником А. В. Мазурина и И. М. Воронцова, в новом руководстве будет изменена структура подачи материала, появится принципиально новый, сестринский подход к обследованию ребенка, выявлению его текущих и потенциальных проблем, нарушенных потребностей, возможно, будет наконец применен холистический подход к оценке проблем и потребностей маленького пациента и его семьи.

Не беспокойтесь, дамы и господа, ничего этого в книге нет. Перед нами изданный на хорошей бумаге с цветными иллюстрациями слегка обрезанный и разбавленный учебник для врачей. Привычный подход по системам органов и нозологическим формам, много ненужных для сестер сведений из морфологии развития, сильно сокращенный обзор лабораторных и инструментальных исследований. Увы, даже при таком подходе книга значительно уступает по логике изложения учебнику Мазурина. Неясно, например:

bullet

зачем включать в содержание сведения по уходу за ребенком (технику пеленания и т. п.)? Любая сестра изучает это в училище или колледже.

bullet

зачем разносить на 5 глав друг от друга периоды детского возраста и физическое развитие, а еще через 10 глав вспоминать о развитии нервно-психическом? Все это обычно оценивается в комплексе. А в учебнике просто идет дублирование материала.

bullet

почему бы не попытаться использовать не нозологический, а синдромный подход к патологии, например подробно описать синдромы НК, ДН, почечной недостаточности, а не говорить о кардите, бронхите, гломерулонефрите и т. п.?

Многие разделы или неточны (устаревший календарь прививок - к моменту выхода учебника уже год действовал новый) или, мягко говоря, неясны. Например, на с.18 заголовок "Методика оценки развития ребенка". После двух вводных фраз на целую страницу идут указания как собирать анамнез. Все, конец раздела. Каким образом это позволит решить поставленную в заголовке задачу, выше моего понимания. 

 Но ведь высшее сестринское образование - это не урезанное врачебное! 

Достаточно заглянуть в модель специалиста, чтобы убедиться - врач и сестра-менеджер имеют разные задачи и получают разные квалификационные навыки. Проблема в том, что практическая медицина пока не реагирует ни на введение ВСО, ни на многочисленные программы и концепции реформы сестринского дела. Не принята единая научная модель сестринской помощи, фактически отсутствуют сестринская наука и единый понятийный аппарат - язык профессии. В области фантастики остается сестринский процесс. Поэтому авторскому коллективу нельзя, наверное, поставить в вину то, что выпущено ухудшенное издание учебника для врачей Как писать учебники  по клиническим дисциплинам для сестер - в России пока не знает никто. Мы тоже не знаем. А то бы написали:-)

 

Пишите Вебмастеру с вопросами и пожеланиями об этом сайте.  
Copyright © 1999 Сестринское обозрение (Nursing Review)
Последнее изменение: октября 12, 2019