|
Литобзор "СО" Пропедевтика детских болезней. Под ред. акад. РАМН А. А. Баранова. Учебник для ФВСО. М., Мед., 1998. 336 с., ил. В предисловии подчеркивается, что данный учебник был создан кафедрой детских болезней ММА им. И.М. Сеченова специально для факультетов ВСО с учетом "опыта многих стран, ... где сестринское образование давно и успешно развивается". Следовательно, можно ожидать, что по сравнению с общепризнанным для будущих врачей учебником А. В. Мазурина и И. М. Воронцова, в новом руководстве будет изменена структура подачи материала, появится принципиально новый, сестринский подход к обследованию ребенка, выявлению его текущих и потенциальных проблем, нарушенных потребностей, возможно, будет наконец применен холистический подход к оценке проблем и потребностей маленького пациента и его семьи. Не беспокойтесь, дамы и господа, ничего этого в книге нет. Перед нами изданный на хорошей бумаге с цветными иллюстрациями слегка обрезанный и разбавленный учебник для врачей. Привычный подход по системам органов и нозологическим формам, много ненужных для сестер сведений из морфологии развития, сильно сокращенный обзор лабораторных и инструментальных исследований. Увы, даже при таком подходе книга значительно уступает по логике изложения учебнику Мазурина. Неясно, например:
Многие разделы или неточны (устаревший календарь прививок - к моменту выхода учебника уже год действовал новый) или, мягко говоря, неясны. Например, на с.18 заголовок "Методика оценки развития ребенка". После двух вводных фраз на целую страницу идут указания как собирать анамнез. Все, конец раздела. Каким образом это позволит решить поставленную в заголовке задачу, выше моего понимания. Но ведь высшее сестринское образование - это не урезанное врачебное! Достаточно заглянуть в модель специалиста, чтобы убедиться - врач и сестра-менеджер имеют разные задачи и получают разные квалификационные навыки. Проблема в том, что практическая медицина пока не реагирует ни на введение ВСО, ни на многочисленные программы и концепции реформы сестринского дела. Не принята единая научная модель сестринской помощи, фактически отсутствуют сестринская наука и единый понятийный аппарат - язык профессии. В области фантастики остается сестринский процесс. Поэтому авторскому коллективу нельзя, наверное, поставить в вину то, что выпущено ухудшенное издание учебника для врачей Как писать учебники по клиническим дисциплинам для сестер - в России пока не знает никто. Мы тоже не знаем. А то бы написали:-)
|
Пишите Вебмастеру с вопросами и пожеланиями об этом сайте.Copyright © 1999
Сестринское обозрение (Nursing Review)
|