|
|
III
Всероссийский съезд средних медицинских
работников,
Екатеринбург,
14-15 октября 2009 г.
Проблемы и перспективы высшего медицинского образования по специальности 060109 –сестринское дело Лапик Светлана Валентиновна, декан ФВСО ГОУ ВПО ТюмГМА Росздрава, Тюмень Уважаемый Президиум, коллеги! В условиях глобализации в соответствии с Алма-Атинской декларацией российские медицинские сестры уже в течение 18 лет (в разных регионах по-разному) имеют возможность получать высшее сестринское образование на 43 факультетах ВСО, что, несомненно способствует повышению социального, общественного, семейного и профессионального статуса специалистов, подавляющее число которых женщины, позволяет сохранить сестринские кадры в профессии, повышает ее престиж и обеспечивает эффективное и качественное управление сестринским персоналом, а также специалисты с ВСО в силу получаемого образования стали занимать те ниши в здравоохранении, которые ранее занимали врачи - профилактика, статистика, менеджмент, маркетинг, что также способствует рациональному использованию кадров. Кроме того, следует учитывать тот факт, что ВСО дешевле врачебного образования. Продолжать или не продолжать обучение на ВСО, ответ на этот вопрос не вызывает сомнения. Только 0,7% специалистов имеют ВСО (данные РАМС), для эффективного управления отраслью по всем управленческим канонам, необходимо минимальное соотношение 1 к 10. Кроме этого, в документе ВОЗ « Глобальные стандарты для начального сестринского и акушерского образования» (2007), определено достижение уровня образования для начала практики не ниже бакалавриата, а это первая ступень высшего образования. Приказ Минздравсоцразвития России № 415 н от 7 июля 2009 г. «Об утверждении квалификационных требований к специалистам c высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» определил должности, которые должны занимать специалисты с ВСО: заместитель главного врача (директора, заведующего, начальника) учреждения здравоохранения; главная медицинская сестра; главная акушерка; главный фельдшер; директор хосписа; директор дома сестринского ухода; руководитель структурного подразделения (сестринского ухода, медицинской профилактики, медицинской статистики, организационно-методического); врач-статистик; врач-методист. Согласно проведенному выборочному исследованию использования специалистов с ВСО в регионах: руководителями сестринских служб всех уровней работают более 50% выпускников, 5% преподают, в органах статистики и орг.-метод. отделах - 3,5%, около 10% работают на менеджерских должностях. На следующих двух слайдах представлены результаты анкетирования выпускников ВСО, руководителей здравоохранения и деканов по направлениям деятельности специалистов с ВСО, что естественно, напрямую связано с их последипломной подготовкой, возможными должностями, и имеющимся опытом использования данных специалистов в регионах. Таким образом, мы видим, что основными направлениями деятельности менеджеров с ВСО являются и могли бы быть: управление сестринской деятельностью, медицинская психология, медицинская педагогика, укрепление здоровья и медицинская профилактика, статистика и медицинская статистика, управление персоналом в здравоохранении. Еще одна персистирующая проблема ВСО, это должности. Есть федеральный законодательный опыт: бывший 267 приказ, нынешний 415-ый и практический опыт регионов по использованию специалистов с ВСО. На двух слайдах приведены те должности, на которых работают и могли бы работать менеджеры по специальности «сестринское дело», заменив врачей, которые бы могли бы в силу дефицита ресурсов и затратности своего образования, заниматься непосредственно лечебной работой и те должности, на которых необходимо в силу их специфики наличие высшего образования.
На 21 должность из предлагаемых 31 членами профильной комиссии по «Управлению сестринской деятельностью» сделаны квалификационные характеристики А теперь несколько аргументов. Я воспользуюсь презентацией «Концепция развития здравоохранения до 2020 г» с официального сайта МЗ и СР РФ и покажу точки приложения ВСОшников. Приоритетная проблема – формирование здорового образа жизни Изучают: клинические дисциплины, педагогику и методику преподавания, реабилитологию, педагогическую и возрастную, социальную, медицинскую психологии, правовые основы охраны здоровья, общественное здоровье и здравоохранение и т.д. Могут работать: Зав. и специалистами отделения (кабинета) профилактики (внести изменения в Приказ 455 ), руководителями школ для пациентов и школ здоровья. В перечень специальностей, по которым будет осуществляться подготовка медицинских кадров для государственных учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации и учреждений здравоохранения муниципальных образований, участвующих в реализации мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака (Приложение № 2 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 10 июня 2009 г. № 302 н ) включена специальность «Управление сестринской деятельностью», есть программа последипломной подготовки. Цель 2. Развитие патронажно-реабилитационной службы. Изучают: клинические дисциплины, педагогику и методику преподавания, реабилитологию, педагогическую и возрастную, социальную, медицинскую психологии, правоведение, правовые основы охраны здоровья, общественное здоровье и здравоохранение и т.д. Могут работать: зав. и специалистами отделения восстановительного лечения и реабилитации АПУ, зав. и специалистами медико-социального отделения АПУ, зав. отделением неотложной помощи АПУ и др. Цель 3-Рациональное и эффективное использование кадров. Есть опыт работы специалистов с ВСО менеджерами по маркетингу, менеджерами по труду, зав. операционным блоком ЛПУ, зав. приемным отделением, специалистами по питанию- диетологами и др. Однако, не смотря на 18-летний опыт работы ВСО, усилия деканов, Минздравсоцразвития, РАМС по-прежнему остаются до конца не решенными проблемы нормативной базы, научной специальности, аттестации и лицензирования, преемственности базового образования и последипломной подготовки, они представлены на слайде Возможность повышения образовательного статуса –это потенциал профессии и ее перспектива. ВСО- это первый опыт подготовки профессиональных управленцев для системы здравоохранения. Презентацию доклада (примерно 4,5 Мб) в виде rar-архива можно скачать здесь. |
Пишите Вебмастеру с вопросами и пожеланиями об этом сайте.Copyright © 1999
Сестринское обозрение (Nursing Review)
|