|
ОБРАЗОВАНИЕ Павлов
Ю. И. Холопов А. А. Цемель Р. М.
Чайковская М. Л. Первые шаги и проблемы высшего сестринского образования в Челябинске. В настоящее время стало очевидным, что комплекс неблагоприятных демографических, социально-экономических, политических и экологических факторов, возникших в последние годы в стране, самым неблагоприятным образом сказался на здоровье населения.
Повышение спроса на медицинские услуги
происходит на фоне все возрастающего
дефицита материальных и бюджетных ресурсов.
Размеры финансирования здравоохранения из
бюджетов всех уровней и за счет фонда ОМС не
могут обеспечить население доступной
бесплатной медицинской помощью. В
сложившейся ситуации сестринский персонал,
составляющий самую многочисленную когорту
работников здравоохранения РФ (1,5 млн.
человек), и предоставляемые им услуги рассматриваются как важный
ресурс реформы здравоохранения. Для этой
цели создана государственная система
многоуровневой подготовки сестринских
кадров, включающая четыре профессионально-образовательных
уровня, каждому из которых соответствует
обязательный минимум содержания и
продолжительности подготовки по
специальности (Государственный
образовательный стандарт):
Особое место занимает высшее сестринское образование (ВСО), формирующее потенциал для научных исследований в области сестринского дела и обеспечивающее высококвалифицированные кадры для клинической практики, педагогической деятельности и управления. В 1996 году в Челябинской государственной медицинской академии был открыт 18-й в России факультет ВСО. Одновременно была создана кафедра сестринского дела, ухода за больными и менеджмента, на базе которой студенты нового факультета осваивают ранее не изучавшиеся в академии дисциплины, такие как:
Сотрудниками кафедры разработаны пакеты учебно-методической документации по всем перечисленным предметам. В настоящее время планируется также преподавание на кафедре блока педагогических и управленческих дисциплин. Первыми проблемами ВСО, выявленными в ходе становления кафедры, оказались новизна и многопрофильность преподаваемых дисциплин. Системе ВСО в России всего 8 лет и квалифицированных специалистов в этой системе пока немного. Мы выбрали следующие пути решения данных проблем: 1. На кафедре работают специалисты в области различных клинических дисциплин и сестринской практики. 2. Ведется постоянное согласование учебного процесса с другими кафедрами академии. 3. Идут активное сотрудничество и обмен опытом с факультетами ВСО Москвы, Санкт-Петербурга, Оренбурга, Уфы, Тюмени и других городов. 4. Работники кафедры повышают свою квалификацию, как в ходе традиционных курсов, так и путем участия в региональных и всероссийских съездах, симпозиумах, конференциях по проблемам ВСО. Многоуровневая система подготовки медицинских сестер, только сейчас стартовавшая в России, совершенствовалась за рубежом в течение 100 лет. Сама концепция ВСО перенесена на российскую почву из стран с совершенно иными материальными и духовными реалиями. Можно сказать, что мы предлагаем части отечественных медсестер не только выучить иностранный язык, но и использовать его для повседневного общения. Поэтому другой блок проблем – это адаптация учебно-методических материалов по ВСО для нужд отечественного здравоохранения. Если продолжить предыдущую аналогию, то перевод с иностранного здесь нужен не дословный, а художественный, а для этого необходимо хорошо изучить оригинал. С этой целью мы начали налаживать международные контакты, как на личном уровне, так и в рамках программы «Синди – Челябинск». В настоящее время на кафедре идет научно-практическая работа по составлению новых учебных программ на основе зарубежного опыта и по внедрению новых форм сестринской деятельности в практическое здравоохранение. Основываясь на модели организации сестринской службы ожогового центра ГКБ №36 г. Москвы и других подобных проектах, мы разработали новую концепцию организации сестринской помощи больным с осложненным сахарным диабетом и начали ее внедрение. Подготовлены программы интернатуры и ординатуры для специалистов сестринского дела, способных работать в новых условиях. И еще одна важная проблема ВСО - привлечение студентов к научно-исследовательской работе. В отличие от других медицинских факультетов, где становление личности в основном проходит параллельно с процессом учебы, высшее сестринское образование получают уже сложившиеся специалисты. Во многих вопросах они могут щедро поделиться своим опытом, поэтому обучение должно быть дифференцированным, с упором на самостоятельную работу. Инфраструктура для студенческих исследований по сестринскому делу уже достаточно развита на всех уровнях. Например, в программу традиционной научно-практической конференции Института сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева включена секция сестринского дела и наши студенты планируют в ней участвовать. На сегодняшний день проблем в становлении системы многоуровневого сестринского образования и ВСО в частности куда больше, чем решений. Мировой опыт неопровержимо доказал, что рациональное зерно в этой системе есть. Приживется ли она на российской почве – покажет практика. Мы же со своей стороны намерены сделать для этого все возможное. Павлов
Ю. И. Цемель Р. М. Холопов
А. А. Опыт
проведения педагогической практики
студентов старших курсов факультета
высшего сестринского образования ЧГМА. Подготовка
специалистов на факультете высшего
сестринского образования (ФВСО) включает,
наряду с известными, совершенно новые
дисциплины в области сестринского дела,
такие как:
Изучение
этих дисциплин дает студентам возможность
в будущем работать в должности
преподавателя медицинских училищ,
колледжей, медицинских вузов. Специалистам
нового поколения, имеющим академическую
подготовку, предстоит осуществлять реформу
сестринского образования, включая создание
учебных планов, рабочих программ для
базовых сестринских училищ, колледжей,
училищ повышения квалификации на
современном методическом уровне. В
перспективе необходимо, используя
зарубежный опыт, стремиться к интеграции в
систему европейского и мирового
многоуровневого сестринского образования. Освоив
теоретические основы педагогики, студенты
III курса ФВСО впервые приступили к
педагогической практике в мае 1999 г. Ранее в
других медицинских вузах России
аналогичная практика проводилась в
сестринских училищах и колледжах. Очное и
заочное изучение накопленного опыта
показало возможность и перспективность
проведения занятий со студентами вуза, в
результате чего базой практики была
определена кафедра сестринского дела,
ухода за больными и менеджмента ЧГМА,
расположенная в ЧГКБ №1. Педагогический
процесс в клинических учреждениях не
только предъявляет повышенные требования к
подготовке, но и дает возможность
воспользоваться самыми современными приемами и
методами обучения. Поэтому студенты-практиканты,
уже имея профессиональный опыт работы в
клинике, получили возможность вести
занятия по уходу за больными со студентами II
курса
лечебного и педиатрического факультетов. 23
студента III
курса ФВСО
были разделены на 3 группы по 7 – 8 человек,
каждая группа получила ассистента-куратора.
Перед практикантами были поставлены три
задачи: 1.
Самостоятельная подготовка и
проведение занятий по уходу за больными по
темам: «Организация ухода в пре- и
постоперационном периодах» и «Основы
неотложной доврачебной помощи». 2.
Разработка методических указаний по
проведению занятий по уходу за больными на
индивидуально заданную тему (в 2 вариантах
– для студентов и преподавателей). 3.
Оформление отчетной документации. В
ходе занятий по уходу студенты ФВСО активно
передавали будущим врачам свои знания и
умения, сопровождая учебный материал
работой в отделении и демонстрацией
пациентов. Для контроля усвоения материала
использовались тесты и ситуационные задачи,
во многом основанные на профессиональном
личном опыте. В итоге было проведено 86
занятий, составлено 46 методических
разработок, все практиканты оформили
сводные отчеты, где высказали, в том числе
свои пожелания и предложения по
совершенствованию учебного процесса. Новый опыт в работе ФВСО и кафедры
сестринского дела оказался полезен не
только студентам, но и преподавателям, т. к.
творческий подход и интерес к будущей
специальности со стороны будущих
выпускников вселяет уверенность в
необходимости избранного курса реформ
сестринского образования. И.А.
Светлакова Ю.И. Павлов Медицинская
биоэтика в структуре занятий на факультете
высшего сестринского образования.
Преподавание курса медицинской
биоэтики (МБЭ) на факультете высшего
сестринского образования (ФВСО)
Челябинской государственной медицинской
академии проводится с 1996 года. Выделение
МБЭ в отдельную дисциплину и включение ее в
учебные планы профессиональной подготовки
медицинских сестер на I
(37 часов)
и IV курсах (20 часов) обусловлено реформой
сестринского
дела
в России.
Специальность
будущих выпускников ФВСО – менеджер -
предполагает использование в их дальнейшей
деятельности знаний о морально-этических,
организационных и психологических
проблемах в медицине, соблюдение
деонтологических принципов в практической
работе.
Понятия и нормы
классической медицинской этики
складывались на протяжении веков. Вопросы
МБЭ студенты
лечебного и педиатрического
факультетов
рассматривают в
процессе занятий по клиническим
дисциплинам (уход за больными, пропедевтика
внутренних
болезней, факультетская и госпитальная
терапия и хирургия, акушерство и
гинекология и т.д.). Для студентов ФВСО курс
МБЭ необходим как самостоятельный, что
связано с их
организационной и руководящей
деятельностью после окончания вуза.
В то же время существуют определенные
трудности в преподавании, связанные с
отсутствием методических разработок,
специальной литературы. Большая часть
предлагаемой к использованию литературы
представляет собой журнальные и газетные
статьи, копии приказов и материалы
конференций и съездов, что затрудняет
самостоятельную адекватную
подготовку студентов к занятиям.
Поэтому для улучшения качества подготовки
студентов к семинарским занятиям
необходимо не
только сообщать тему занятия, подробно
перечисляя все разделы предлагаемой темы,
но и перечислить основные термины и понятия,
которые студенты должны уметь объяснить, а
также список рекомендуемой литературы.
Наилучшей формой проведения занятия, по
нашему мнению, является реферативная форма,
когда студент, получив конкретную тему для
подготовки, имеет возможность более
глубоко подготовить заданную тему,
используя дополнительную литературу, и в
понятной форме изложить группе.
Для лучшего усвоения учебного
материала представляется целесообразным
после обсуждения основных терминов и
понятий по теме занятия, регламентирующих
документов и положений закрепить учебный
материал на конкретных примерах из
практической деятельности студентов в
лечебно-профилактических учреждениях
города, рассматривая различные ситуации
с позиции нравственности и морали,
основываясь на деонтологических принципах.
На итоговых занятиях в конце года мы
успешно применили необычную форму зачета,
предполагающую этическую оценку своей
профессиональной деятельности с позиции
будущего руководителя. Так как занятия на
факультете проводятся в вечернее время, а в
течение дня студенты выполняют
определенные трудовые обязанности, то они
имеют возможность критически оценить все
недостатки и положительные моменты,
существующие в их трудовых коллективах.
Такая форма зачета вызвала искренний
интерес у большей части студентов и
позволила составить обоснованные
рекомендации для многих структур лечебно-профилактических
учреждений с позиции соблюдения норм
морали и нравственности с целью улучшения
психологического и физического комфорта
медицинского персонала и больных. |
Пишите Вебмастеру с вопросами и пожеланиями об этом сайте.Copyright © 1999
Сестринское обозрение (Nursing Review)
|